Учитель-логопед Кокарева Н.В.

Консультация для воспитателей "Обучение грамоте посредством дидактических игр"

21 февраля 2020

Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 

1.    Дидактическая игра «Мягкий - твердый»

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия "звук и буква", научить детей правильно употреблять термины "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук".

Ход игры: детям раздают карточки зеленого и синего цвета. Взрослый называет слова с изучаемыми звуками. Ребенок показывает картинку, которая соответствует звонкости или мягкости звука (мягкий – зеленый кружок, твердый – синий кружок).

  1. «Ножницы»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Дидактический материал (оборудование): демонстрационное панно, цифры от1 до 5., предметные картинки по лексическим темам.

Ход игры:

Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают соответствующую цифру. 

3.«Заселим звуковой домик»

Цель: Учить детей выполнять звуковой анализ слов. Развивать фонематический слух, умение давать характеристику звука и соотносить с символами.

Оборудование: Красные круги, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки.

1 вариант. Педагог выставляет картинку на наборном панно или на экране интерактивной доски и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова. 

2 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом.

  1. «Репка»

Цель: Учить детей составлять предложение по заданной картинке, по графической схеме.

Дидактический материал (оборудование): демонстрационное панно, ИКТ, предметные и сюжетные картинки, карточки обозначающие графическую схему предложения.

1 вариант. На панно (или интерактивной доске) выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

2 вариант. На панно (или интерактивной доске) педагог выставляет предметную картинку и графическую схему предложения. Дети составляют предложение с заданной картинкой опираясь на графическую схему предложения

5.    «Где звук?»  Цель: Развитие умений определять, где находится звук.Оборудование: предметные картинки, в названии которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова), звуковые дорожки, фишки.Ход игры: Воспитатель показывает картинки (или раздает каждому), а дети должны определить, где находится данный звук, выставляя фишку на звуковой дорожке указывают место звука в слове.

 

  1. «Найди место звуку»

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Ход игры: Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

 

  1. «Выбери картинку с изучаемым звуком»

Цель: Развивать фонематический слух.

Оборудование: Интерактивные презентации с изучаемым звуком.

Ход игры: Дети выбирают картинки, в словах которых заданный звук.

 

  1. «Какая картинка лишняя и почему?»

Цель: Развивать фонематический слух, мыслительную деятельность.

Оборудование: Мультимедийные презентации, предметные картинки по изучаемым звукам.

Ход игры: На экране четыре картинки, ребенку предлагается выбрать лишнюю и объяснить почему. (Картинки может быть лишняя, потому что в ней мягкий знак, а в других твердый или наоборот. Картинка может быть лишняя потому, что заданный звук в конце слова, а в остальных в начале и т.д.)

 

  1. «Подбери схему»

Цель: Учить детей выполнять звуковой анализ слов. Развивать фонематический слух, умение давать характеристику звука и соотносить с символами.

Оборудование: ИКТ, картинки – символы для составления схемы слова, предметные картинки.

Ход игры:

1 вариант: На экране две схемы слова, предметная картинка. Ребенок подбирает соответствующую слову схему.

2 вариант: на экране предметная картинка, ребенок самостоятельно составляет схему слова из картинок - символов.

  1. «Назови картинку»

Цель: Развивать зрительную память, фонематическое восприятие.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетную картинку, запоминая слова с заданным звуком. Затем педагог предлагает с закрытыми глазами назвать эти картинки.

 

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: